ogrizomuta (ogrizomuta) wrote,
ogrizomuta
ogrizomuta

Categories:

Энциклика Пия XII

Думаю, будет уместным, по понятным причинам, процитировать пресловутую энциклику Пия XII от 12 августа 1950 Humani Generis (оригинал). Ту самую, к которой К.Ю. Еськов (aka afranius) отсылал (но которую, почему-то, датировал 67-ым годом) в своей замечательной книге "История Земли и жизни на ней":  "Мне не хотелось бы вступать здесь в полемику с авторами наводнивших Россию «религиозно-просветительских» брошюр. Отсылаю их всех «по принадлежности» — к Папе Римскому, точнее — к папской энциклике, написанной в 1967 году после Второго Ватиканского Собора и признающей, что теория Дарвина «верно трактует вопросы происхождения человеческого тела»." Итак: 

35. Нам остается теперь сказать о тех вопросах, которые, хотя и относятся к области позитивных наук, все же в большей или меньшей степени связаны с истинами христианской веры. Немало тех, кто настойчиво требует, чтобы католическая религия как можно больше принимала эти науки в расчет. Это было бы, конечно, похвально в том, что касается ясно доказанных фактов, но когда речь идет о гипотезе, имеющей некое научное основание, затрагивающей учение, содержащееся в Святом Писании или в Предании. Если подобные гадательные мнения прямо или косвенно противоречат учению, явленному Богом в откровении, требование признать их никоим образом не может быть принято.

36. Вследствие этого Церковь не запрещает, чтобы учение об эволюции, если оно исследует, было ли человеческое тело извлечено из уже существующей и живой материи - ибо католическая вера обязывает нас придерживаться того, что души непосредственно созданы Богом, - и при нынешнем состоянии человеческих наук и священного богословия было предметом поисков и обсуждений со стороны ученых, искушенных как в том, так и в другом, сторонников тех или иных взглядов, таким образом, чтобы доводы, подтверждающие или опровергающие то или иное мнение, были взвешены и оценены с необходимой серьезностью и чувством меры; однако все же при условии, что все они будут готовы подчиниться суждению Церкви, которой Христос поручил авторитетно истолковывать Писание и защищать догматы веры11. Некоторые преступают эту свободу обсуждения, поступая так, как если бы уже с полной уверенностью было установлено, с теми признаками, которые найдены, и с тем, что из них выведено с помощью рассуждений, происхождение человеческого тела из уже существующей и живой материи; и все это так, будто не существует ничего в источниках Божественного Откровения, что обязывало бы к величайшей умеренности и величайшей осторожности в этом вопросе.

37. Когда речь идет о другой гипотезе, которую называют полигенизмом, чада Церкви не обладают более подобной свободой. Ибо верные не могут принять учения, защитники которого утверждают, что либо на земле после Адама были истинные люди, не произошедшие от него путем естественного воспроизводства, как от праотца всех людей; либо что Адам представляет собой совокупность этих многочисленных праотцев. Мы действительно не видим способа сочетать подобное учение с тем, чему учат источники откровения, и с тем, что предлагают тексты Учительства Церкви о первородном грехе, грехе, который имеет свой корень в поистине личном грехе Адама и передаваемом всем через их происхождение, и во всяком пребывающем, как его собственный12.

38. Как в биологических и антропологических науках, так и в науках исторических есть те, кто дерзко преступает границы и предохраняющие меры, установленные Церковью. Особенно следует сожалеть о некоторой слишком свободной манере толковать исторические Книги Ветхого Завета. Сторонники этой системы безосновательно ссылаются на недавнее послание Папской Комиссии по изучению Библии Архиепископу Парижскому13. Действительно, это послание ясно уведомляет, что первые одиннадцать глав Бытия, хоть они и не отвечают строго понятию истории, которого придерживались великие греческие и латинские историки или придерживаются Учители нашего времени, тем не менее, они в истинном смысле, который толкователям еще предстоит исследовать и установить, принадлежат к историческому жанру. Эти же главы, как гласит послание, простым и образным стилем, более подходившим для ментальности не слишком развитого народа, доносят основополагающие истины, на которых покоятся поиски нашего вечного спасения; они по-народному описывают происхождение рода человеческого и избранного народа. Если древние агиографы и взяли что-то из народных рассказов (с чем можно согласиться), не нужно никогда забывать, что они сделали это при содействии Божественного вдохновления, которое хранило их от всякой ошибки при выборе и использовании этих документов.

Tags: afranius
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments