?

Log in

No account? Create an account
Омут огра
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends]

Below are 20 journal entries, after skipping by the 20 most recent ones recorded in ogrizomuta's LiveJournal:

[ << Previous 20 -- Next 20 >> ]
Thursday, November 3rd, 2011
1:28 am
Коротко про Антоновское восстание.
Кратко, по делу, без идеологических перегибов. Про причину начала восстания, действующий факторы, про террор, про логику победы "красных". Рекомендую.

Информационный повод, новый фильм Смирнова:
http://eugend.livejournal.com/120942.html

Собственно, про восстание:
http://eugend.livejournal.com/121201.html
http://eugend.livejournal.com/121531.html
Thursday, October 13th, 2011
6:10 pm
Читая первую книшку трилогии Владлена Логинова о Ленине, встретил такой эпизод. 4(16) апреля 1866 года, когда в четвертом часу пополудни Александр II, закончив прогулку по летнему саду, направлялся к экипажу, Дмитрий Каракозов выстрелил в него из пистолета. Но стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров толкнул его под руку, и пуля пролетела мимо государя. Комиссарову даровали дворянство, имение в Полтавской губернии и возможность задаром пить водку в кабаках. В 1892-ом году, в состоянии запоя, он повесился. Трудно не вспомнить другой случай, так называемый "инцидент в Оцу", подробно описанный в замечательной книшке Мещерякова про императора Мейдзи. 29 апреля (11 мая) 1891 года цесаревич Николай возвращался в Киото из Оцу, процессию охраняли расставленные через каждые 18 метров полицейские. Собственно один из них, Цуда Сандзо, бросившись к Николаю, и  нанес тому два удара саблей. Удары вышли скользящими, ему помешали рикши и принц Георг. Мещеряков описывает так, "...из показаний многочисленных свидетелей выясняется, что, хотя Георг действительно оказался первым, кто попытался задержать преступника, и ударил того по затылку купленной в этот день тростью, ему не удалось повалить нападавшего. Однако преступник все-таки замешкался, и этого было достаточно, чтобы рикша Николая успел броситься на полицейского. Сабля выпала у того из рук, и тогда рикша Георга подхватил саблю и ударил ею по спине нападавшего убийцы." Имея некоторые проблемы с психикой, Цуда Сандзо принял знатных путешественников за шпионов, так как те, по его мнению, не оказывали никакого почтения памятнику погибшим во время восстания Сайго Такамори, возле которого находился его пост. Более того, участник подавления этого восстания, он опасался, что Николай привез самого Сайго, который, несомненно, лишит его боевых наград. Мещеряков считает, что такие мотивы показательны и культурно и политически обусловлены, но, вспоминая Комиссарова, любопытно другое. Двум рикшам, спасшим жизнь престолонаследника, Россия назначила пожизненную пенсию в тысячу иен, что равнялось годовой зарплате члена парламента. Один из рикш разбогател, но во время русско-японской войны односельчане стали считать его предателем национальных интересов. Он умер раньше своего товарища, в 1914-ом. Другой спился и закончил жизнь старьевщиком в 1928-ом году.

Sunday, July 17th, 2011
3:07 am
Пара ссылок на книги.
 Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски  Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения

Фундаментальный труд по психологии принятия решений от авторов поведенческой экономики. Ссылки на отдельные работы этих авторов достаточно часто встречаются в академической литературе, но полный сборник этих статей на русском языке опубликован впервые. Выход этой книги, безусловно, важное событие для специалистов в области управления, стратегического планирования, принятия решений, поведения потребителей и т.д.
Книга представляет интерес для специалистов в области менеджмента, экономики, психологии, как в теории, так и в практике, которые имеют дело с такой сложной и интересной областью человеческой деятельности, как принятие решений.


Infanata или Mediafire (25.87 Мб)






  Дитрих Дёрнер Логика неудачи

Книга крупнейшего немецкого психолога, специалиста в области исследований мышления Дитриха Дернера - европейский бестселлер, в котором представлены материалы многолетних исследований реального мышления в сложных практических ситуациях с помощью специально разработанных компьютерных моделирующих игр. 
В книге главное внимание уделено разбору часто встречающихся в повседневности мыслительных ошибок. 
 



koob.ru или Mediafire (1.9 Мб)










 Дайана Халперн Психология критического мышления

Эта книга написана в помощь тем, кто хочет научиться думать современно. Опираясь на новейшие достижения когнитивной психологии и свой уникальный педагогический опыт, Дайана Халперн разработала эффективную программу обучения навыкам `критического мышления`. Данная книга может быть широко использована в преподавательской и методической работе, окажет неоценимую помощь в самообразовании, а кроме того является своеобразным путеводителем по современной когнитивной психологии.

koob.ru или  Mediafire (1.9 Мб)











 Джонатан Смит Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд
Представления современного человека о научном и псевдонаучном весьма расплывчаты. В астрологию в наше время верит больше людей, чем в Средние века. Что стоит за огромным числом необычных, необъяснимых или просто противоречивых явлений, начиная с библейских чудес и заканчивая биоэнергетическими методами лечения? Уверенно оперируя данными психологии, физики, логического анализа, истории, Джонатан Смит ведет читателя по таинственным территориям непознанного, не давая потеряться среди сложных научных понятий и помогая различать невероятную правду и правдоподобный обман.


flibusta или Mediafire (12.06 Мб)








P.S.  
М.А.Розов О природе идеальных объектов науки
Thursday, December 23rd, 2010
7:49 pm
Thursday, July 29th, 2010
6:32 pm
Карта Пири Рейса
Сама карта и пара ссылок.

В большем разрешении, (2000x2753), 1,95 Мб.
В связи с ней обычно говорят примерно одно и то же. Если не брать "профессиональных атлантологов" и людей, чьи книги обычно называются как-то вроде "Неразгаданные загадки прошлого"  (хотя, можете взглянуть и на них, конспект Хэпгуда на сайте ЛАХов), то выглядит это примерно так:

Однако есть версия, что карта выполнена в азимутальной проекции, в этом случае на карте действительно изображена Антарктида. Что подтверждается различными исследованиями. В любом случае, даже если на карте всего лишь Южная Америка вопросов больше, чем ответов. Как отмечают учёные, производившие анализ карты, она очень точная, но исследования Южной Америки в то время практически не проводились. Пири Рейс указывал, что при составлении карты он использовал какие то более ранние источники, то есть получается, что кто-то за энное время до Колумба побывал в Новом Свете, и не просто побывал а нарисовал карту, причём с использованием сферической тригонометрии. Либо кто-то привёз карту(карты) в Европу.

В глаза, конешно, сразу бросается пресловутые "ученые", которые "различными исследованиями" что-то там подтверждают. Однако, любопытней другое, в японском есть такое понятие, "котодама", душа слова", означающее магическую его, слова, силу. Позаимствованная у апологетов, фраза "она очень точная" кочует из текста в текст, что, предположив, что её повторяющее всё-таки видели саму карту Пири Рейса, совершенно необъяснимо. Посмотрите, как на "очень точной" карте изображено побережье Северной Америки... В то, как объясняется отсутствие пролива Дрейка, я вникать не буду. Хотя это тоже поучительно.
Самый удивительный случай магической силы слова мы видим в аргументе про подлёдный рельеф, который, видимо, и подразумевается под "различными исследованиями". Но канонично звучит примерно так (из уже упоминавшегося Хэпгуда):

Основной аргумент Мэллери состоял в сравнении подледного рельефа, полученного уже в наши дни методом сейсмозондирования, с картой-портуланом. Сравнительный анализ показывает хорошую корреляцию данного профиля с островами и заливами на антарктическом секторе карты Пири Рейса. Профиль проходит по горной местности, а береговая линия разделяет горы и высокие острова. Точки на профиле ниже уровня моря хорошо совпадают с заливами на портулане. Идентификация берегового ландшафта еще больше укрепляет доверие к принятой гипотезе.

а выглядит (из статьи (1,35 Мб) П. Томпкинса "Пири Рейс и его современные толмачи" в ТМ №4 за 1968 г., оглавление) так:



Слишком брутально было бы спрашивать, где море Уэдделла и Антарктический полуостров, не правда ли? Вот ещё до кучи картинка.


Секрет, думаю, банален. Нужно просто очень долго всматриваться, пока "хорошая корреляция" не начнёт проступать.
После этого пассажи про "азимутальную проекцию" при изображенных-то на самой карте прямых параллелях удивления не вызывает. Впрочем, здесь нельзя не сослаться на статью Steven Dutch "The Piri Reis Map", тут про "очень точную азимутальную проекцию" изложено достаточно подробно. Пропустив про "не исследовалась" (ход мысли, к слову, тоже очень характерный, "я ничего не знаю, значит..."), перейдём к "более ранним источникам". Проследовав из skepticwiki.org/index.php/Piri_Re%27is_map по ссылке на перевод надписей с карты, невозбранно читаем:

...Now these regions have been opened to all and have become famous. The names which mark the places on the said islands and coasts were given by Colombo, that these places may be known by them. And also Colombo was a great astronomer. The coasts and island on this map are taken from Colombo's map.

VI. This section shows in what way this map was drawn. In this century there is no map like this map in anyone's possession. The--hand of this poor man has drawn it and now it is constructed. From about twenty charts and Mappae Mundi--these are charts drawn in the days of Alexander, Lord of the Two Horns, which show the inhabited quarter of the world; the Arabs name these charts Jaferiye--from eight Jaferiyes of that kind and one Arabic map of Hind, and from the maps just drawn by four Portuguese which show the countries of Hind, Sind and China geometrically drawn, and also from a map drawn by Colombo in the western region I have extracted it.
...

Для расширения кругозора неплохо бы ещё полуркать на Terra Australia Incognita и, пожалуй, всё.
Thursday, July 15th, 2010
9:10 pm
О кликушах.
Даль И.В. О Повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: ТОО "ПОЛИСЕТ", 1994, с. 28, 29

«Это, по народному поверию, юродивые, одержимые бесом, кои, по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресениям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом; уверяют, что в них вошло сто бесов, кои гложат у них животы, и проч. Болезнь эта пристает от одной бабы к другим, и где есть одна кликуша, там вскоре показывается их несколько. <...> Есть глупые кликуши, которые только ревут и вопят до пены на устах; есть и более ловкие, кои пророчествуют о гневе Божьем и скором преставлении света. Покуда на селе одна только кликуша — можно смолчать, потому что иногда это бывает баба в падучей болезни; но коль скоро появится другая, или третья, то необходимо собрать их всех вместе в субботу, перед праздником, и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой сымет. Средство это весьма недурно, если бы даже это был род падучей болезни, которая так легко сообщается другим: один из знаменитейших врачей прошлого века прекратил этим же или подобным зельем распространение падучей в одном девичьем пансионе, где внезапно большая часть учениц, одна подле другой, впадали от испуга и переимчивости в эту болезнь. Страх действует в таком случае благодетельно на нервы и мозг».
Tuesday, June 22nd, 2010
7:24 pm
Thursday, April 1st, 2010
1:11 am
Пару цитат. Ну, как обычно.
На тему, предложенную afranius
"Причем же тут Даймонд? – а вот при чем. Даже относясь с настороженностью к его концепции в целом (географический детерминизм в новой упаковке), трудно не согласиться с тем, что ключевым моментом неолитического перехода человечества от присваивающего хозяйства к производящему было _сотворение_ домашних животных и культурных растений; соответственно, целый ряд цивилизаций, в распоряжении которых просто не оказалось – по чисто биогеографическим причинам – достойных кандидатов на одомашнивание (набор которых на планете физически ограничен) оказались «вечными аутсайдерами», могущими существовать лишь в условиях изоляции от более удачливых конкурентов."

Из книги Артемова О.Ю. Колено Исава: Охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных систем). - М.: Смысл, 2009 (оглавление)

с. 16-19
"Мы постоянно слышим и читаем, что уцелевшие до нашего или сравнительно недавнего времени охотники и собиратели только потому и уцелели, что были загнаны в самые неблагоприятные, непригодные для обладателей других способов жизнеобеспечения экологические ниши, в которых можно было влачить лишь весьма убогое существование. Но при этом как-то забывается, что все или почти все известные этнологии охотники и собиратели на протяжении многих столетий контактировали с земледельцами или скотоводами и у них была альтернатива тем или иным способом раствориться в ино-культурном окружении, перестать существовать в качестве охотников и собирателей, оставшись в более благоприятных нишах, как это сделали многие другие, не уцелевшие до нашего времени охотники и собиратели. Уцелевших охотников и собирателей не столько загоняли в глушь, сколько они сами туда забивались, чтобы развиваться в русле предпочитаемого образа жизни, отнюдь не представлявшегося им убогим.
Танзанийские охотники и собиратели хадза, писал М. Салинз, «обученные жизнью, а не антропологами, отвергают неолитическую революцию, чтобы сохранить свой досуг. Окруженные земледельцами, они вплоть до недавнего времени отказывались культивировать растения "главным образом, на том основании, что это потребовало бы слишком много тяжелой работы" <устное свидетельство Дж. Вудберна, приводимое М. Салинзомх В этом они подобны бушменам, которые на неолитический вопрос отвечают своим вопросом: "Почему мы должны выращивать растения, когда в мире так много орехов монгонго?"» (Салинз 1972: 42; см. также: Ли 1968: 33). Земледелие, как заметил уже очень давно Поль Лафарг, было первым примером рабского труда в истории человека.
Исследователи многократно отмечали сознательное стремление охотников и собирателей оберегать свою изоляцию и автономию, избегать или жестко ограничивать взаимодействие с более «продвинутыми» соседями, их нежелание признавать подчиненное положение, сотрудничать с администрацией любого уровня, а также упорное уклонение от налогообложения. Современных охотников и собирателей этнологи, изучавшие их в поле, часто называют историческими беженцами. Особую же популярность среди специалистов по изучению охотничье-собирательских культур получило выражение Дж. Вудберна «автономия дефолта» (1980, 1982, 1988а), которым обозначаются изощренные поведенческие стратегии, направленные на поддержание культурной обособленности. Стратегии эти были вполне успешными на протяжении веков или даже тысячелетий, пока охотники и собиратели не испытали прямого натиска капиталистической или империалистической цивилизации. Но такого натиска не выдерживают и никакие другие эволюционные альтернативы.
И все же вплоть до настоящего времени в различных уголках Земли еще живут люди, которые героически пытаются устоять.
Collapse )
Кроме того, на протяжении всего прошлого столетия, да и в начале нашего то там, то здесь наблюдалось и наблюдается возвращение к старинным традициям и образу жизни — как к средству нравственного и физического самосохранения — людей, которые добровольно или вынужденно переставали быть охотниками и собирателями.
Collapse )

с. 85-86
"В работе «Накануне земледелия» (1929), обобщив собранный буквально по крупицам материал о традиционной собирательской деятельности аборигенов (ей тогда в австраловедении уделялось очень мало внимания), он [Максимов А.Н.] пришел к выводу, что аборигены Австралии пользовались техническими приемами сбора урожая диких корнеплодов и злаков, а также обработки зерен, корней и клубней перед употреблением в пищу, в основных чертах сходными с соответствующими приемами земледельческих народов. Более того, австралийские жен-Щины и за плодоносящими растениями ухаживать умели — как бы помогали их росту и созреванию плодов. Это привело Максимова к заключению, что у коренных австралийцев уже в рамках собирательского хозяйства сложились такие условия, при которых для перехода к земледелию им не пришлось бы проделывать никакой «революции» (там же: 325). Они технологически [выделение в тексте - авторское] были вполне готовы к земледельческой жизни. К этому можно добавить, что с самим земледелием как способом жизнеобеспечения некоторые группы аборигенов на севере континента были знакомы, регулярно контактируя с жителями Новой Гвинеи (на Кейп-Йорке) или с индонезийскими ловцами трепангов, которые для своих временных нужд разводили огороды на побережье Арнемленда и даже пытались приобщить к этому аборигенов.
В этой связи возникала одна из интереснейших теоретических проблем — проблема стимулов перехода к земледелию. Аборигены Австралии (как показали Максимов и некоторые его более поздние зарубежные коллеги), а также ряд других известных этнологии охотников и собирателей не имели земледелия не из-за технической отсталости или экологических препятствий, а из-за отсутствия потребности в нем."
Monday, March 8th, 2010
3:38 am
Янка
Давно искал. Давеча заглянул в Фаланстер, и на тебе... Книшка-то 2001-го издания.

Из письма Ирине Летяевой:
<...>А я сижу книжечку читаю, очень нравится мне это занятие, а разговаривать не нравится. Я мало теперь разговариваю, потому что все какое–то вранье, а если не врать то всех обижать – вот я скоро научусь думать, что вранье – оно как будто и не вранье вовсе, а так и надо, – и опять начну со всеми разговаривать и шутить.<...>
Wednesday, January 20th, 2010
11:40 pm
Friday, December 18th, 2009
4:23 pm
1:23 pm
"Право музыканта". Швеция. XIII век.
"Право музыканта"
Старшая редакция Вестгётелага (1220 г.). Перевод А.В. Фоменковой.

"Если музыканта ударят, это всегда должно быть неотомщенным. Если музыканта ранят, того, кто ходит с губной гармошкой или ездит со скрипкой или барабаном, тогда нужно взять неприрученную телку и вести ее на бэсинг[1]. Потом нужно сбрить все волосы с хвоста и намазать его маслом. Потом нужно дать ему свежесмазанные башмаки. Потом музыкант должен взять телку за хвост, и человек должен ударить хлыстом. Если он сможет ее удержать, тогда он должен взять хорошее животное и наслаждаться им, как собака наслаждается травой[2]. Если он не сможет ее удержать, тогда он должен иметь и терпеть то, что он получил, позор и увечье. Он никогда не просит о большем праве, чем рабыня с содранной кожей."

[1] Огороженное участок на тинговом месте, нередко - на возвышенности.
[2] Если собака ест траву, то это плохо на нее действует и ее начинает тошнить. Отсюда пословица "Пользы от этого, как собаке от травы".

Из ранней истории шведского народа и государства: первые описания и законы. М., Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. с. 275-276
Thursday, October 22nd, 2009
2:40 am
А. В. Назаренко Древняя Русь и славяне
Отхватил вчера в Фаланстере.

Collapse )
Thursday, June 25th, 2009
5:22 pm
О дельфинах.
Ответ В.С. Фридмана на вопрос о дельфинах ( Интервью с В. С. Фридманом (по докладу на Московском семинаре по биоинформатике в ИМБ РАН)):

Заодно уж - о дельфинах?
- Дельфины ближе всего к копытным. Мезонихиды - общие предки китообразных и копытных. Они хорошо изучены, это были всеядные существа, напоминающие свинью, полуводные-полуназемные, с некоторыми чертами хищничества. Если у свиней и бегемотов нет языка, то, наверное, и у дельфинов его нет. А гипертрофия мозга связана с очень сложной системой локации. Практически у всех видов позвоночных, у которых есть экстравагантная система навигации и ориентации, мозг аномально большой. Есть такая рыбка, нильский слоник (мармирус), которая живет в очень мутной воде и пользуется для ориентации слабым электрическим полем. У нее индекс мозга (отношение его веса к весу тела) почти такой же, как у млекопитающих, и сильно больше, чем у остальных рыб. Но это, ясно, не связано с когнитивными и ментальными способностями. По характеру связей друг с другом дельфины существенно ниже обезьян. У обезьян возможно направленное манипулирование поведением других особей, направленная поддержка особей, пострадавших от агрессии, - многие формы социальных связей, которые есть и у нас. А у дельфинов ничего подобного нет. Они живут как в стаде копытных. Выталкивают наверх пловца, как выталкивали бы собрата, чтобы он подыщал. Они умны, обучаемы, но не более того. Свиньи тоже хорошо обучаются. Их можно научить искать трюфели под землей или, как сейчас в Израиле, взрывчатку отыскивать. В данном случае я скепсис Панова вполне разделяю. В книге "Сигналы, символы, языки" он блестяще высмеял ажиотаж вокруг дельфинов.
12:44 am
Хм...
В книшке "История Средних веков" А. Гуревич и Д. Харитонович пишут (с. 250): "Майя единственные, насколько известно, в Америке создали иероглифическую письменность, не расшифрованную до сих пор, ...", хотя это сделано ещё в пятидесятых годах прошлого века Ю.В. Кнорозовым...
Sunday, June 21st, 2009
4:03 pm
До Колумба. Из книшкии В.И. Гуляева.
В 1964 году на побережном мелководье, близ островка Грасьоса (группа Азорских островов), была обнаружена хорошо сохранившаяся античная амфора так называемого финикийского типа, которой пользовались только на римских судах во II-III веках н.э.
Franch J.A. Origen Transatlantico de la Cultura Indigena de America // Revista Espanola de Antropologia Americana, Separata del vol. IV. - Madrid, 1969. - P. 17

В 1933 году мексиканский археолог Х. Гарсия Пайон, раскапывая древнее индейское поселение Калиштлахуака в долине Толука (Мексика), обнаружил под тремя непотревоженными слоями глинобитных полов одного из иследуемых зданий несколько погребений ацтекского времени (XIII-XV вв.). Среди находок была голова небольшой террактовой статуэтки, диаметром 2,5 см, обликом резко отличная от древних скульптур индейцев. Случайно узнав о находке в 1959 году, европейские ученые помогли установить, что терракотовая головка из Калиштлахуаки относится к хорошо известному типу римских статуэток II века.
Garcia Payon J. Una cabecita de barro, de extrana fisionomia // Boletin del Instituto Nacional de Antropologia e Historia. - Mexico, 1961. - № 6. - P. 1-2.

Так же известны другие сообщения о подобных находках, головки эллинистической статуэтки из Керетаро, позднеримской терракоты (изображения Венеры) из области Хуастека и римской же фигурки из Северной Мексики (хранится сейчас в музее в Чикаго, США).
Romans in Americas // Katunob. - Vol. II. - № 2. Carbondale, Illinois, 1961. - P. 12; Gaddis V.H. American Indian Myths and Mysteries. - Pennsylvania, 1977. - P. 102.

Недавно был обнаружен на восточном побережье Венесуэлы клад римских монет IV века.
Ibid.
Tuesday, June 9th, 2009
7:41 pm
Забежал сего дня в МДК на Арбате (за книшками Г.Бейтсона, ну да не суть), а там презентация новой книшки Латыниной. С ней в главных ролях. Срань гасподня...
Thursday, May 21st, 2009
6:42 pm
Прогревая сканер
Надо же похвастаться. Перед выходными набежал на один букинистический магазинчик и, в общем-то, не зря. Под катом сканы обложек и аннотация к В.Г. Трифонов, А.С. Караханян Динамика Земли и развитие общества.

Н.В. Гришина Психология конфликта. За 130 рублей.
Collapse )

Ф. Роуз Аборигены Австралии. Традиционное общество. За 60 рублей.
Collapse )

В.Г. Трифонов, А.С. Караханян Динамика Земли и развитие общества / Труды Геологического института РАН; Вып. 585. За 160 рублей.
Collapse )

В.А. Кольцова История психологии: Проблемы методологии. За 160 рублей.
Collapse )

Прихватил ещё дяченковскую "Пещеру" за 40 рублей, но она уже куда-то делась. :-)
Tuesday, December 16th, 2008
2:27 am
Теория Дарвина доказана!
С одного форума:

Rebelqwe 12.12.2008, 14:34
...

Ну вот Дарвин и был любителем. Он просто приехал на остров, который только что образовался в результате извержения вулкана и нашел неизвестных науке насекомых, похожих на тех, которые обитали на соседних островах, но либо без крыльев либо с очень длинными крыльями. Им было неоткуда взяться т.к. остров молодой и ничего похожего вблизи не было. Он несколько лет наблюдал за ними и выяснил что образовались 2 новых вида. бескрылые насекомые превратились в жуков, а у большекрылых крылья еще больше удлинились. И это все было следствием сильных ветров, из за которых насекомые со среднем размером крыльев не выживали. Так что он вначале был просто наблюдательный и любопытный любитель.
Saturday, December 13th, 2008
12:28 pm
И бысть вечер, и бысть утро, день един.
Святитель Василий Великий: "И бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5) Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под ним подразумевать и ночь" [Василий Великий, свт. Беседы на щестоднев // Творения Ч. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900, с. 35]

Преподобный Ефрем Сирин: "Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет и облака сотворены в мгновении ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов" [Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу бытия // Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901, // Репринт: М., 1995, с. 214]

Блаженный Августин: "И бысть вечер, и бысть утро: день един (Быт. 1, 5). - В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: И нарече Бог свет день, а так, как например, мы говорим: "30 дней составляют месяц"; в этом случае в число дней мы включаем и ночи, между тем выше день назван отдельно от ночи. Итак, после того, как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, чир явился вечер и утро, т.е. один день" [Августин, блаж., О книге Бытия, буквально. В 12 книгах. // Августин, епископ Иппонийский. Творения. Ч. 7. Киев. 1912, с. 115]

Преподобный Иоанн Дамаскин: "От начала дня до начала другого дня - одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5)" [Иоанн дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Кн.2, гл.12, с. 128]
[ << Previous 20 -- Next 20 >> ]
About LiveJournal.com